АЛГОРИТМ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
1-й этап — планирование и подготовка: формирование управленческой команды, рабочей группы по работе над внедрением целевой модели наставничества обучающихся (далее — ЦМН) в ОО
(май текущего года)
Суть этапа:
Планирование работы по внедрению целевой модели наставничества обучающихся в ОО Омской области будет осуществляться в соответствии с определенными организационно-методическими документами.
Определение и понимание того, кто станет координаторами и, кто войдет в проектные педагогические команды (рабочие группы) по реализации внедрения целевой модели наставничества.
Целесообразно издать приказ руководителя ОО о создании и организации работы управленческой команды по внедрению целевой модели наставничества в ОО.
Координаторами, в данном случае, могут выступать руководители ОО, заместители директора, представители методических образований ОО.
Образцы документов для оформления этапа:
- Приказ руководителя ОО «О создании и организации работы управленческой команды для внедрения целевой модели наставничества в ________ (наименование ОО)»
- Приказ руководителя ОО «О внедрении целевой модели наставничества обучающихся в ОО________ (наименование ОО)»
- Положения о формах наставничества
- Положения о реализации ЦМН в ОО
- Создание вкладки на сайте ОО «Наставничество»
2-й этап – разработка плана работы по организации внедрения наставничества в ОО на 2020-2024 годы
(ежегодно, период до 2024 г.)
Суть этапа:
В рамках данного этапа необходимо разработать план реализации системы мероприятий по управлению разработкой и внедрением ЦМН обучающихся в ОО.
При разработке плана необходимо ориентироваться на дорожную карту реализации системы мероприятий по управлению процессом внедрения целевой модели наставничества в Омской области.
Образцы документов для оформления этапа:
- Дорожная карта реализации системы мероприятий по управлению процессом внедрения целевой модели наставничества в Омской области
- Проект муниципального плана реализации системы мероприятий по управлению разработкой и внедрением целевой модели наставничества в ОО (форму можно адаптировать на уровень ОО)
3-й этап – анализ исходного состояния для внедрения ЦМН обучающихся в ОО
(май текущего года)
Суть этапа:
В рамках данного этапа необходимо провести анализ имеющихся наставнических практик (учитывая критерии отнесения мероприятий к наставническим практикам) в тех ОО, которые включены в Перечень участников.
Важно учитывать плановые показатели ОО для вовлечения в наставнические практики
Образцы документов для оформления этапа:
- Перечень ОО — участников внедрения ЦМН в текущем году (утвержденный Министерством образования Омской области)
- Характеристика форм наставничества
- Критерии отнесения мероприятий к наставническим практикам
- Плановые показатели вовлечения в наставнические практики обучающихся образовательных организаций в текущем году
- Форма мониторинга для сбора данных о реализации ЦМН обучающихся в образовательных организациях
4-й этап – нормативно-правовое обеспечение (разработка программ наставничества в ОО, создание новых и внесение изменений в существующие локальные акты ОО, подписание договоров о взаимном сотрудничестве с социальными партнерами)
(май-август текущего года)
Суть этапа:
В рамках данного этапа предполагается разработка программ наставничества в образовательной организации, создание новых и внесение изменений в существующие локальные акты ОО, подписание договоров о взаимном сотрудничестве с партнерами и др.
Комплект документов сформирован, им можно пользоваться как шаблоном, приведены примеры заполнения этих документов.
Образцы документов для оформления этапа:
- Форма ведения базы данных наставляемых, наставников и программ наставничества
- Согласие на обработку персональных данных
- Соглашение о сотрудничестве между наставником и наставляемым
- Индивидуальный план (комплекс мероприятий,) в рамках организации работы наставнической пары/группы
- План внедрения «Дорожной карты» целевой модели наставничества
- Договоры о социальном партнерстве (представители профессиональной среды)
5-й этап – распространение практик наставничества; обсуждение и согласование программ наставничества с участниками образовательных отношений (методические объединения; пед. советы и т.п.)
(ноябрь-декабрь текущего года)
Суть этапа:
Формирование перечня распространения практик наставничества в ОО
Участие в мероприятиях, посвященных популяризации института наставничества, обмену опытом (конкурсы, круглые столы, мастер-классы, семинары научно-практические конференции и т.п.)
Образцы документов для оформления этапа:
Создание ресурсной карты
6-й этап – итоговый мониторинг эффективности реализации ЦМН обучающихся в ОО
(ноябрь текущего года)
Суть этапа:
Итоговый мониторинг эффективности реализации проводится ежегодно посредством предоставления информации о реализованных программах наставничества в предложенной форме (форма является обязательной для всех ОО — участников Целевой модели наставничества).
Срок предоставления – 20-25 ноября текущего года в региональный наставнический центр
Образцы документов для оформления этапа:
Форма итогового мониторинга для сбора данных об эффективности реализации ЦМН обучающихся в образовательных организациях
7-й этап — сбор данных, анализ и составление отчетности
(ноябрь-декабрь текущего года)
Суть этапа:
Сбор информации от ОО Региональным наставническим центром, анализ полученных данных, составление аналитической справки и отчета о степени вовлеченных наставников и наставляемых для достижения показателей эффективности внедрения ЦМН в Омской области за текущий год. Разработка адресных рекомендаций.
Формирование базы данных лучших наставнических практик
Образцы документов для оформления этапа:
- Заполненные формы итогового мониторинга для сбора данных о реализации ЦМН обучающихся в образовательных организациях
- Информационное наполнение вкладки на сайте ОО «Наставничество» о результатах работы
8-й этап – корректировка плана работы по организации внедрения наставничества в ОО
(январь-февраль следующего года)
Суть этапа:
На основе проведенного анализа, годового отчета выявляются недостатки; отмечаются плюсы, которые и будут положены в дальнейшее планирование аналогично предыдущему
Образцы документов для оформления этапа:
- Дорожная карта реализации системы мероприятий по управлению процессом внедрения целевой модели наставничества в Омской области (корректировка)
- План реализации системы мероприятий по управлению разработкой и внедрением целевой модели наставничества в ОО (корректировка)